Пути повышения профессиональной компетенции учителя технологии
В современном динамически развивающемся обществе изменения затрагивают все стороны жизни человека, в том числе и его профессиональную деятельность. В информационном обществе в роли ведущих требований при оценке уровня подготовки специалиста выступают ключевые компетенции. Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Особенность профессиональной педагогической компетенции заключается в том, что она реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.
Технология, как предмет – это великолепная возможность социализации и самоопределения учащихся, формирование у них общей культуры труда и социальных отношений, формирование социально-бытовых умений и навыков.
В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Один из факторов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения.
В своей учебной деятельности я использую некоторые элементы новых педагогических технологии, которые, я считаю, активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению предмета. Наиболее приемлемыми для меня стали следующие технологии:
Проектные технологии.
Метод проектов – технология организации образовательных ситуации, в которых учащиеся ставят и решают и решают поставленные задачи. При этом сама учебная деятельность становится предметом освоения.
Проектные технологии возможно использовать не только на этапе профильного обучения в старшей школе, но и в основной подростковой школе (к сожалению, в настоящее время уроки технологии в старшей школе упразднены). Особенностью проектной технологии является то, что она позволяет включать учащихся в различные виды деятельности: исследовательскую, аналитическую, конструкторскую, дизайнерскую, практическую и т. д. Смена форм деятельности дает ребенку возможность выбора и пробы своих сил в разных направлениях, и, тем самым, позволяет не утратить интереса к выполняемой работе. В процессе выполнения проекта развивается технологическое мышление, происходит расширение и упрочнение знаний, закрепляются умения и навыки из различных областей деятельности, вырабатываются умения самостоятельно планировать, систематизировать свою учебную, самообразовательную деятельность, углубляются знания социальных явлений и процессов.
Проектные технологии с помощью учебно-познавательных приемов позволяют решать многие задачи при этом не требуется значительных финансовых затрат, а иногда можно обойтись и без них. Организация проектной деятельности играет роль не только в социализации учащихся, в их дальнейшем профессиональном самоопределении, но и служит хорошей основой для укрепления материально-технической базы школы.
Приведу пример, где мною применялся метод проектной деятельности.
Учащимся 7 класса на уроке технологии был предложен проект «Выбери свой стиль».
Известна старая истина: умение элегантно и со вкусом одеваться – это такое же искусство, как игра на фортепиано. Наблюдая за внешним видом учащихся МОУ СОШ №82 после введения школьной формы, мы пришли к выводу, что у школьников недостаточно знаний о существующих стилях в одежде, у многих отсутствие художественного и эстетического вкуса в умении одеваться . Таким образом, была выделена актуальность проблемы и цель - Создание проекта «Выбери свой стиль» в виде информационного стенда о разных стилях в одежде.
Перед тем как приступить к выполнению практической части, была проведена большая исследовательская работа:
- определение темы, проблемы, цели и задач
- работа со специализированной литературой, журналами мод
- выполнение практических задач на уроках технологии
- оформление стенда
- защита проекта
В процессе работы учащиеся пришли к следующим выводам –
Создаваемый вами имидж должен быть адекватным вашему истинному «Я».
Стиль – манера одеваться. Учиться тому, как одеваться со вкусом.
Необходимо тщательно учитывать обстоятельства, при которых вам нужно появляться в данной одежде.
Необходимо уделить тщательное внимание аксессуарам (с точки зрения их уместности, вкуса и цветовой гаммы).
Желаем Вам выбрать свой собственный стиль, что позволит хорошо выглядеть и ощущать себя более уверенно в любых ситуациях.
И разработали некоторые рекомендации, которые помогут понять, нужно ли Вам изменить свой образ?
1. Определить тип своего лица и узнать, как подобрать очки, прическу.
2. Произвести переоценку собственного тела, узнать его сильные и слабые стороны и выбрать подходящий стиль
3. Понять, какая цветовая гамма подходит Вам лучше всего, увидеть, как меняются Вас различные цвета.
4. Начать планировать собственный гардероб таким образом, чтобы он соответствовал Вашему образу жизни и не наносил ущерба семейному бюджету.
5. Выбрать легкие и быстрые способы макияжа и ухода за кожей, чтобы поддержать лицо в прекрасном состоянии.
6. Перевести новейшие тенденции моды в стиль наиболее приемлемый для Вашего возраста, вкуса и личности. Лучшая визитная карточка – это наш собственный внешний облик. Любая деталь нашего костюма может вызвать целый ряд как приятных, так и неприятных ассоциаций. Как в разговорной речи мы не можем позволить себе нецензурные выражения, так и в собственной одежде нельзя позволить какой-либо детали «проговориться». Наш облик должен говорить о нас лишь то, что мы сами хотим сказать.
Уметь носить одежду – значит правильно выбрать свой стиль. Говорят: стиль в одежде зависит от характера человека. В последнее время у молодежи популярен стиль, для которого характерен отказ от канонов классической моды. Но стиль современного человека зависит и от многих других обстоятельств, в которых мы можем оказаться с вами. Например, школьная форма учащихся МОУ СОШ №82 вполне может соответствовать деловому стилю , черты которого строгость и деловитость, элегантность и практичность, солидность, цвета сдержанные, спокойные. Аксессуары, украшения, макияж – сдержанные. А вот для активного отдыха, прогулок, занятий спортом наиболее подойдет спортивный стиль в одежде.
Проектную деятельность можно использовать для выполнения различных социальных проектов. Например, изготовление постельных комплектов для детского сада, выполнение развивающих пособий, игрушек, учебных объектов по краеведению (реконструкция исторического костюма, изготовление куклы в народном костюме родного края) и т.д. Для выполнения многих объектов не требуется особых материальных затрат, т.к. можно использовать обрезки тканей, текстильный лоскут и остатки различной фурнитуры.
Интегрированные технологии
Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Сформировать целостную картину о предметах, явлениях, свойствах материалов помогают межпредметные связи, которые осуществляются на уроках. Знания детей становятся более значимыми, так как, применяя их на разных предметах, мы способствуем приведению образовательного процесса в единое целое.
Какое же место на уроках технологии занимает межпредметная связь? Как дополняют предметы друг друга, каким образом?
Связь с уроком математики красной линией проходит практически через все уроки технологии:
- распознавание геометрических форм (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, конус, цилиндр и другие);
- чтение чертежа, определение размеров деталей и выполнение разметки;
- различные приѐмы разметки (на глаз, сгибанием, обрыванием, по шаблону, с использованием инструментов;
- преобразование геометрических форм;
- использование различных измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Вычисление размеров деталей – эти простые математические задачи прекрасно закрепляются и продолжают свое развитие на уроках технологии. Геометрические понятия дети используют как на уроке математики, так и на технологии.
Окружающий мир. Тема «Симметрия» тесно связана с окружающим миром, природой. Дети вырезают симметричные фигуры, предварительно вспоминая наблюдения за летящей бабочкой, стрекозой, лепестком цветка.
Знакомясь с новыми терминами, пополняется словарный запас учащихся (раз-вѐртка, окружность, папье-маше, коллаж, мозаика и другие). Здесь же уточняется состав слова (например, самолѐт), подбираются родственные слова. В уроке используются разные литературные жанры (рассказы, загадки, стихи, легенды), составляются и решаются кроссворды. Так осуществляется связь с предметами «Русский язык» и «Литературное чтение».
Вот некоторые примеры уроков с использованием межпредметных связей. Так, например, во 2 классе по теме «Техническое моделирование» при изготовлении модели парашюта, дети в результате просмотра слайдов узнают об истории создания первых рисунков с куполом парашюта (энциклопедия), последующим развитием парашютного дела, физических явлениях, при которых модель, выполненная детьми, «работает». Ребята записывают слово с учѐтом правильного написания (работа со словарѐм), образовывают слова «парашют – парашютный – парашютист – парашютирование». Изготавливая детали купола, уточняют формы листа, преобразовывая прямоугольные в квадратные, затем криволинейные формы. Без связи с математикой, русским языком, геометрическими понятиями здесь не обойтись.
Пример другой. Аппликация из листьев, 2 класс. На уроке по окружающему миру, изучая тему «Времена года», ребята знакомились с видами деревьев и формой листьев, на уроке ИЗО обводили листья и раскрашивали. Придя на урок технологии, рассматривали формы листьев разных деревьев, представляли, каких птиц, зверей напоминают формы и, как результат, выполнили аппликацию из листьев. Ещё один пример. Папье-маше. 4 класс. На уроке технологии познакомились с процессом изготовления тарелки из папье-маше (история папье-маше, технология изготовления, виды). Продолжение работы на уроке ИЗО (варианты украшения, знакомство с видами росписи посуды).
В последнее время мне как учителю технологии интересна идея разработки и проведения интегрированных уроков по истории и технологии в среднем звене школы. Поскольку знания, умения, полученные учащимися на уроках истории и технологии, помогут им адаптироваться в условиях реальной жизни, более успешно пройти процесс социализации. Поэтому интеграция учебных дисциплин «технология» и «история» возможна. Она нацелена на усиление практической направленности исторического содержания, что поможет учащимся заново осмыслить уже известное и воссоздать основные идеи большой науки, раскрыть еѐ внутреннюю логику, рассказать о тех еѐ достижениях, что сохраняется из древности до наших дней.
Мною и учителем истории был проведен
интегрированный урок по истории и технологии в 5 классе на тему « Обряды и традиции Древнего Китая. Чаепитие по-китайски»
Были обозначены цели урока:
Знакомство с бытом и традициями народов Дальнего Востока через изучение чая, с правилами приема гостей, традициями чаепития Древнего Китая, сервировкой стола, ознакомить учащихся со структурой, назначением чая, видами и сортами чая.
Культуры имеющей широкое распространение /2 место в мире, после воды, знакомство с чаем как культурой, с чаем как частью быта и его культурой потребления. Показать это взаимопроникновение культур, как залог развития и сохранения культуры.
Умение и использовать при подготовке к уроку различные источники. Дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных навыков в процессе подготовки и реализации урока.
Практическое применение полученных знаний. Пропаганда здорового образа жизни.
Оборудование урока:
Китайский чайный сервиз, комплект для китайской чайной церемонии. Чай зеленый, каркаде, матэ, деревянные подставки под чайник, скатерть, салфетки льняные, салфетки бумажные, халва. Чай "ройбуш". Чай из Юайньской провинции. Китайские предметы одежды, аксессуары.
Компьютер, проектор, доска, карта "Великие географические открытия", CD-диск "Горячее наслаждение - чай".
Домашнее Задание:
§17, с178-181, §28, с289, "Внутреннее и внешнее положение Китая".
Придумать слоган о чае, оформить вопросы викторины о чае и провести ее дома с родителями, или в классе.
Во время проведения данного урока учащиеся активно отвечали на вопросы учителя истории – была проведена викторина «Обычаи и традиции Древнего Китая», а также была показана сценка группой учащихся - чаепитие по - Китайски. Ребята переоделись согласно китайским обычаям, накрыли стол, подготовили посуду, показали традицию заваривания чая по-китайски, чаепитие. Таким образом, основной акцент на данных уроках делаем на комплексные характеристики развития человечества и общества с особым вниманием к культуре, к человеку, его образу жизни, повседневности, быту.
Таким образом, при проведении интегрированных уроков «технология – история» учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения, анализировать и делать выводы, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В ходе подготовки к уроку учащиеся готовят сообщения об истории продуктов, тканей, металлов; о профессиях; об одежде древних людей и условиях их быта. В качестве практических работ готовят блюда по древним рецептам, изготавливают украшения, моделируют одежду и обувь древних людей. Высокая эффективность уроков достигнута благодаря разностороннему использованию ИКТ. Отсканированные иллюстрации из различных книг и энциклопедий, скопированные файлы из электронных справочников и энциклопедий, На данных уроках также используется мультимедийный диск «История Древнего мира. Загадки сфинкса». Представленные там материалы углубляют, дополняют имеющиеся у учеников сведения по технологии и истории.