Современные образовательные технологии
Современные педагогические технологии на уроках, используемые мною:
1. Групповые технологии (И.В. Первина, В.К. Дьяченко)
Цель использования:
- Обеспечение активности учебного процесса.
- Достижение высокого уровня усвоения содержания.
- Позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
К групповым способам обучения можно отнести:
- классно урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему
- дидактические игры
- метод проектов
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учи-тывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с мак-симальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и харак¬тера предстоящей работы.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
2) Групповая работа.
г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Индивидуальное выполнение задания.
ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
и) Подведение итогов группового задания.
3) Заключительная часть.
к) Сообщение о результатах работы в группах.
л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Данную технологию я чаще использую при проведении практических работ, при решении конструктивно-технических задач на уроках технологии.
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
Например: урок-конференция, урок-экскурсия, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
В результате использования групповых технологии открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности учащихся, способствовать углубленному усвоению материала, достижение высокого уровня усвоения материала.
2. Информационно-коммуникативные технологии (Д. Сэлф)
Цель использования:
- формирование умений работать с информацией
- развитие коммуникативных способностей
- подготовка личности «информационного общества»
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения
- дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
Данная технология мною на уроках используется:
- для проведения занятий
- для подготовки домашнего задания
- во внеклассной работе
Учебные электронные ресурсы я применяю в качестве:
1. Цветные рисунки и фото, например, показ видов отделки готового изделия (фартука, сумок, одежды) с применением разных материалов.
2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фото, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Например, «Материаловедение» в 5 классе тема «Волокна натурального происхождения»
3. Интерактивные модели, рисунки, схемы. Например, схема при изучении темы «Волокна натурально происхождения» классификация текстильных волокон.
4. Мультимедийные презентации. Презентация к внеклассному мероприятию в 10 классе «Ретро стиль. Модно и актуально сегодня».
В результате использования ИКТ мы имеем:
- повышение мотивации учащихся при изучении предмета
- повышение темпа урока
- увеличение объема самостоятельных работ.
- расширение кругозора
- формирование навыка исследовательской деятельности
- обеспечение доступа к различным справочным материалам
- повышение процента успеваемости (100%)
3. Технология проблемного обучения (Д. Дьюи)
Цель использования технологии проблемного обучения:
- активизация и развитие качеств продуктивного мышления
- развитие творческих способностей
- формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур
- стимулирование познавательных мотивов: интереса, стремления проникнуть в сущность явления, осознание значимости знаний
- развитие способностей к анализу, рефлексии
Порядок использования:
Изучение темы начинается с создания «Проблемной ситуации», затем проводится анализ, сравнение, обобщение, в итоге приходим к верному решению.
Уровни разрешения проблемной ситуации:
- осознание (фактологический уровень)
- осмысление (понятийный уровень)
- озарение (творческий уровень)
В своей практике для решения учебных проблем я использую:
1. Демонстрацию объектов изучения в натуральном виде или его изображение
2. Самостоятельное наблюдение учащимися, рассматривание и расчленение натурального раздаточного материала в процессе практической работы. Например, при выполнении практической работы в 5 классе: при изучении отличительных признаков нитей основы и утка и их свойств.
3. Демонстрация эксперимента.
4. Решение проблемы путем самостоятельного выполнения учащимися учебного практического эксперимента. Например, при выполнении лабораторной работы в 5 классе по теме «Определение в ткани направления нитей основы и утка».
5. Самонаблюдение
Результат использования:
Ученики учатся мыслить логично, диалектически, творчески. Добытые знания превращаются в убеждения, ребята испытывают уверенность в своих возможностях и силах.
4. Игровые технологии
Основывается на методологических подходах теоретиков и практиков имитационных игр: М.М. Крюков, А.Л.Лившиц, В.Я.Платов, Н.В. Сыскина, И.М.Сыроежин, А.П.Панфилова, В.С.Шмаков, Г.П.Щедровицкий, Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, В.Н.Бурков, А.Вербицкий, Б.Н.Герасимов, Р.Жуков, В.Ф.Комаров.
Цель использования:
- Обеспечение активности учебного процесса.
- Достижение высокого уровня усвоения содержания материала.
- Развитие свободного творчества и самостоятельной деятельности учащихся.
- Расширение кругозора, развитие речи, внимания, мышления.
Порядок использования игровых технологий:
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи
- учебная деятельность подчиняется правилам игры
- учебный материал используется в качестве ее средства
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Данную технологию я применяю в 5-6 классах на различных этапах урока. Например, при изучении темы: « Уход за волосами. Средства для ухода за волосами» проводится для закрепления данного материала игра «Лучший дизайнер – парикмахер» в 6 классе.
Может использоваться как технология внеклассной работы. При проведении внеклассного мероприятия в 10 классе по теме «Ретро стиль. Модно и актуально сегодня» была проведена игра – конкурс « Талантливый модный дизайнер – стилист».
В результате использования:
- Разработана система уроков с применением игровых технологий.
- Повысилась мотивация изучения предмета.
-Наблюдается положительная динамика состояния здоровья учащихся, т.к. игровые технологии – это здоровьесберегающие технологии.
- Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учатся применять знания на практике.
- Игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, происходит процесс приобретения и обогащения знаний.
5. Разноуровневое обучение (Г.К.Селевко, В.В.Фирсов, В.А.Орлов)
Цель использования:
- Успешность освоения программного материала каждым учеником
- Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей.
Порядок использования:
- создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
- активно общаться с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
- обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).
Для разноуровневого обучения как учитель технологии использую:
- Альтернативные задания для добровольного выполнения
- Задания, содержание которых найдено учеником
- Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:
- изучение нового материала;
- дифференцированная домашняя работа;
-учет знаний на уроке;
-текущая проверка усвоения пройденного материала;
- уроки закрепления.
В своей практике я использую индивидуальные виды практических работ по вариантам сложности.
Результат использования:
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.